Философское кино на фоне Госпрома
23 июля 2011 года философский факультет Харьковского национального университета имени Каразина подарил городу и самой большой площади Европы подарок - философское кино.
На ступеньках бывшей академии имени Говорова собралось множество молодых людей. Темнело. Вспыхнул экран. Начался показ европейских короткометражных фильмов под открытым небом.
В первом фильме, который поначалу кажется документальным,журналист берет интервью у очень хорошенькой француженки. Девушка рассказывает о содержимом своей сумочки, о необыкновенной легкости, с которой она сходится с понравившимися ей молодыми людьми. Меня "зацепил" рассказ девушки о том, что ее "друг" подарил ей билет на самолет в Ниццу. И она не знает лететь ей или нет - если она полетит туда, то в Париж не вернется. А героине хочется в Ниццу, чтобы увидеть кладбище, где на могилу известного художника каждый день кто-то кладет букет свежих цветов. На этом кладбище похоронены мои прабабушка и прадед.
Ну вот, теперь уже красавица-француженка спрашивает у журналиста. встретил ли он свою женщину, а потом уходит, а журналист бросается за ней - и только тогда выясняется, что это художественный фильм, а в главной роли - известная актриса, что подтверждают титры, столь значимые в этом чудесном фильме.
А затем еще один как бы документальный фильм, в котором самые обыденные события жизни отдыхающих немцев с пивом и барбекю сопровождаются пронзительной философской прозой Блаженного Августина...
И коротенький фильм о человеке без головы, полюбившем обычную женщину. Он все примеряет-примеряет головы в магазине, ни одна не подходит. Вот голова негра - кажется. хороша. Но вот руки белые... И человек решается прийти на свидание просто так, без головы. Девушке герой нравится именно такой, какой он есть, они любят друг друга, и все кино.
...Киноновелла Бертолуччи "Вода"о заробитчанине из Индии, бедном, голодном, но похожем на Капура. Мудрец просит принести ему воды. Заробитчанин идет за водой, встречает прекрасную итальянку, чинит ей мотороллер, красавица моет его, кормит, выходит за индийца замуж, у нее есть маленькая дочь, потом отходят воды и рождается сын, потом мы видим, что дочь стала прекрасной девушкой-подростком, а мама слегка постарела. Индиец по-прежнему горячо любим, он со своей семьей случайно попадает на то место, где его просили воды. Оказывается, для мудреца прошло только несколько часов.
-Как долго ты ходил за водой, - говорит мудрец герою.
...Наташенька Портман играет актрису в прекрасной и мучительной любовной истории на фоне Парижа.
...Еще один фильм о старом актере, который соглашается сняться на ненавистную ( заснять - значит убить...) старую камеру, потому что об этом попросили его внуки.
...Берлин после разрушения стены, негр в трамвае. Белая старая немка, которая, наверно, еще помнит фюрера, отвратительно, на весь трамвай, попрекает негра - "Понаехали тут!"Белые немцы слушают, молчат. Осуждающая речь старухи становится все более мощной, пороки приезжих африканцев выглядят в этой речи все более угрожающими для Германии. В трамвай заходит контролер. И тут красавчик-негр выхватывает у старухи ее билет и мгновенно съедает. Зрители на лестнице университета разражаются смехом и аплодисментами. Контролер не верит россказням старухи, что негры теперь и билеты едят и выводит ее из трамвая. Мы еще раз аплодируем режиссеру.
Экран на фоне великого Госпрома, ночного неба. Вся площадь, кажется, прислушивается к тому. что происходит в этом фантастическом кинозале. То, что происходит на площади, за экраном, воспринимается как часть фильма - небо, проезжающие машины, все. И - очень красивые молодые люди, в обнимку, на ступенях.
Текст: Сергей Курганов
Фото: Виталий Степанов, Денис Кайдалов
- Ольга Анненкова
- 0
- 1 693