На II Международном кинофестивале «Харьковская сирень» фильм Ильи Довгаля «Мы с тобой похожи» получил приз зрительских симпатий. Илья Довгаль, студент Харьковского национального университета «ХПИ», занимается журналистикой, документальным кино, работает на телевидении. Спустя несколько дней после фестиваля состоялся небольшой разговор о проделанной Ильей работе.
Кроме фильма на «Харьковской сирени», у вас были работы в кино?
— Кино это мое хобби, но постепенно выхожу на профессиональный уровень. Я участвовал в кинофестивалях не только в Украине, но и в Черногории, Польше, Чехии, России. Первая моя серьезная работа была посвящена Чернобылю и называлась «20 лет после Чернобыля». Я выехал в зону, пообщался с жителями, которые там живут, общался с чернобыльцами, которые здесь. Это фильм-рассказ, фильм-интервью. Каждый человек рассказывал, что Чернобыль изменил в его жизни, как повлиял на него, его близких людей.
Еще Чернобылю посвящена моя работа «Монолог» — это диалог с камерой Юрия Ворошилова, харьковского фотографа, который работал в Чернобыле, неоднократно опускался в саркофаг, сейчас работает с чернобыльцами в Харькове, делает фотовыставки. Это фильмы 2006—2007 года.
А как возникла идея фильма «Мы с тобой похожи»?
— В 2009 году я нашел, благодаря моему младшему брату, героя моего будущего фильма. Живет он в Харьковской области, в Солоницевке. Это, действительно, человек уникалый. Он музыкант. Когда слушаешь его тексты, что-то меняется внутри. Сам Рома (Р.Чуль — это его псевдоним) инвалид с детства, ему 25 лет сейчас, и своей работой мысли он собирает вокруг себя очень много людей. У него много друзей, он общается с нашими украинскими звездами хип-хопа, RNB, снимается в клипах.
Первый мой фильм о нем назывался «Изнутри» — это скорее был фильм-знакомство с этим молодым человеком. Он не участвовал ни в однм кинфестивале, мне не хотелось его выпускать, потому что чувствовалось, что будет еще что-то более значительное.
И оно произошло?
— Да, возникла идея еще одной работы. Мы прожили с Ромой вместе несколько дней в Солоницевке. И фактически снимали всю его жизнь: круг его общения, его друзей, родных, знакомых, те трудности, с которыми он сталкиватся ежедневно. Потом был выезд в Крым.
Рома первый раз оказался на море. И очень хорошо отслеживается через его творчество изменения, которые ему дали море, вода, дельфины. У Ромы уникальные способности. Ему нужно 30 секунд, и он экспромтом выдает готовый стих на 6 минут. Вот мы едем по Харькову, что-то на него произвело впечатление, 30 секунд — и он выдает песню, текст.
На харьковском фестивале много говорили о жажде доброго кино. У вас получился добрый фильм, или это слишком примитивное определение для него?
— Мне очень не хотелось делать страшилку, хотя страшилки продаются очень хорошо. Да, мы привыкли к тому, чтобы нас пугали, может, это наши инстинкты. Но я не хотел негатива, и мне кажется, что удалось сделать жизнеутверждающий фильм. Хотя во время кинопоказа я видел в зале людей, которые плакали.
Рома говорит с экрана: «Мы с тобой похожи». И я думаю, что каждый, ну, может, не каждый, но лично я после работы над этим материалом хочу быть похожим на Рому. Этот человек пример того, что, в каком бы физическом состоянии человек не находился, надо думать, мыслить. Не прозябать, а постоянно работать. Я могу сказать, что Рома поменял мою жизнь, потому что после общения с ним начинаешь задумываться: а что ты делаешь здесь, и что нужно делать здесь?
Р.Чуль:
Не написать в книге и не сказать словами,
что мы чувствуем, когда мечта рядом с нами.
Смывается боль, смывается любое горе
волною радости как волною с моря.
Мой Бог, покажи нам путь без греха,
мой Бог, покажи нам счастье без боли,
наши голоса развеют облака,
хотя на ранах много соли.
День сгорел, а завтрашний разгорится,
оставляя в памяти дым, который испарится,
на лице радость или боль, словно по нотам,
жизнь — пытка или попытка подняться к высотам.
Беседовала Наталья КОГАН