Харьковский дизайнер Константин Пономарев: дизайн нас окружает во всем
Сегодня наш собеседник – человек в Харькове известный. Яркий, независимый, обаятельный. Дизайнер Константин Пономарев совсем недавно создал линию одежды для персонала Харьковского аэропорта и авиалиний, и познакомились мы именно там, на третий день аэрофорума. Женщины заметно оживились при появлении Константина, который презентовал свою работу журналистам, и мне очень захотелось узнать, что кроется за легкостью общения, непринужденной улыбкой, в чем секрет обаяния и таланта Константина Пономарева.
Константин, расскажите, в каком стиле выдержан Ваш дом? Что Вы подчеркиваете, а чего избегаете?
- В силу того, что это обычная городская квартира - минимум вещей и максимум функциональности. Я люблю чтобы мне, прежде всего, было удобно. В одежде присутствует также один из основополагающих моментов - удобство. Я не говорю о том, что это должна быть простая функциональность - как многие мужчины считают, что должно быть много карманов, чтоб "растыкать" деньги, ключи, документы… Нет, дело не в этом. Просто я интуитивно должен чувствовать, что мне - хорошо.
То есть минимализм и функциональность в жизни и одежде. А комфорт?
- Нет, я бы не сказал. Я не заключал бы себя и свое видение в столь узкий коридор. Потому что мне на самом деле интересно заниматься любой одеждой. Это может быть одежда для праздника, когда речь о функциональности не будет идти вообще, хотя и это можно сделать фишкой. Предположим, когда идет тема выпускных вечеров, я очень люблю делать платья-трансформеры, когда длинное платье-холл вдруг становится коктейльным платьем, в котором можно отплясывать хоть до утра, не беспокоясь о том, что кто-то наступит на шлейф. Это вечная тема, которая будет привлекать дизайнеров всегда.
А практичность, которая сейчас тоже в моде?
- Смотря в чем, смотря где. Человек, который может себе позволить вечернее платье, должен понимать простую вещь. Нужно иметь черный наряд на все случаи жизни, а все остальное - один-два раза одел, и оно может погибнуть; оно может помяться, неотутюжиться. В таком платье (костюме) всегда много ручной работы, и со временем рвутся нитки, раскрахмаливаются воротники и так далее, это естественные процессы. И расстраиваться не надо, потому что это нормально.
Скажите, Константин, для Вас существует разница между чистым творчеством и работой на заказ?
- А я не сильно разграничиваю одно и другое. Я счастливый человек. Считаю, что занимаюсь любимым делом и прекрасно понимаю, что всех денег не заработаешь, это не реально, и, как правило, я берусь только за то, что мне интересно.
Над чем Вы сейчас работаете? На столе эскизы лежат…
- У нас в работе, во-первых, меховая коллекция следующего осенне-зимнего сезона, в работе - коллекция прет-а-порте для мужчин. Она посвящена автомобилистам, автолюбителям, и даже работникам ГАИ… Я ее делаю медленно, не спеша. Кроме этого, никто не отменял персональных клиентов. Потому что я с удовольствием этим занимаюсь. Я просто «коллекционирую» интересных людей с хорошим вкусом, которым нравится экспериментировать, нестандартно и необычно одеваться.
Во-вторых - это, конечно же, аэропорт. Это интересно. Обсудили идею, посмотрели эскизы. Теперь пойдет техническая сторона дела: чертежи, обсуждение технологий. Это уже рабочие процессы, но они необходимы. И это тоже интересно, здесь тоже есть место творчеству, потому что раньше, предположим, в советский период, творчество было в определенных рамках.
Были так называемые ГОСТы, и шаг влево, шаг вправо от них – «расстрел». Сейчас этих ГОСТов в принципе нет, поэтому, работая с конструкторами, я всегда говорю: «Мы должны опираться на хорошую, грамотную, правильную технологическую базу, но все остальное мы можем придумывать как хотим, лишь бы это было красиво, удобно и технологично». Мы находим кучу новых методов, пробуем какие-то новые технологии. Это очень интересно!
У Вас еще были заказы на фирменный стиль?
- Заказы на фирменный стиль – это постоянно. Вот, совсем недавно мы «одевали» клуб «Рой». Сейчас, насколько я знаю, проявляет интерес к форме «Болеро». А вот когда к нам обратился один банк, и сказал, что «мы хотим, чтобы все было строго, по-британски»… Не хотим. Не интересно.
Скажите, а из чего состоит один Ваш обычный день? Как Вы начинаете его, как заканчиваете? Или это хаотично, по интуиции?
- Схема достаточно проста. Утром – всегда кофе, обязательные отжимания от пола, пресс. Потому что я люблю это, я без этого день свой не начинаю. Обязательное купание на Шатиловском источнике в ключевой воде. Это – удовольствие, это заряжает на целый день. Затем – достаточно полноценный, плотный завтрак, а потом уже на работу. Здесь уже все расписано, как правило, на несколько дней вперед. И я знаю, когда я устраиваю примерочные дни, когда идут много клиентов, один за другим. Это достаточно тяжелые дни. Следующий день может быть посвящен коллекции, то есть творчеству - я работаю со своими конструкторами. Следующий день может быть посвящен переговорам. Я не сваливаю все в кучу ни в коем случае.
А есть какие-то допинги, стимуляторы?
- Я курю достаточно много, нравится. А других допингов больше и нет. Спорт. Без фанатизма, я это делаю с удовольствием. Медитация – обязательно. Но дело в том, что медитация…Я не сторонник так называемого дза дзен, когда человек медитирует исключительно сидя, следя за дыханием. Считаю, что находиться в медитации нужно постоянно, с утра до вечера. Это очень интересный процесс. Мало того, это замечательно чистит сознание. Когда голова наполняется всякими глупыми и умными, разными мыслями. Когда человек полностью открыт, как сосуд, совсем пустой. А природа пустоты не допускает. Она начинает его, сосуд, чем-то заполнять. В моем случае она заполняет меня какими-то идеями: бредовыми, не бредовыми, это не важно. В любом случае, когда у меня есть желание, я сажусь и рисую все, что пришло в голову. А потом через какое-то время на это смотрю. Если я начинаю смеяться, значит, мне нравится. Если нет – я выбрасываю.
А Ваши рисунки все время на оранжевом фоне? Такой позитивный цвет!
- Последние несколько лет - да.
Почему?
- Не знаю, интуитивно.
У Вас есть помощники? Вы говорите, что Ваш день расписан – встречи, показы. Вы сами за расписанием дня следите?
- Нет, ни в коем случае. Я бы сам не справился и с десятой долей этой работы. Есть, во-первых, те, которые все придуманное переводят на язык технологии. Есть крой, которым занимаются портные. Есть мой директор Юрий, который организует все встречи, который тянет на себе работу, связанную с заказами, делопроизводством, клиентами, партнерами и так далее. То есть я в принципе работаю тут «английской королевой», я царствую, не правя, при достаточно активном и грамотном премьер-министре.
У меня вопрос о благотворительности. В акциях участвуете? Есть люди, которые открыто о благотворительности своей говорят, а для других - это негласная духовная потребность.
- Совершенно верно. Второй вариант. Это делается без пиара, без особой огласки. Хотя нам и постоянно привозят грамоты, некоторые даже висят на стене. Большая часть даже не вывешивается, потому что нет необходимости. У нас была возможность помочь – мы помогли. Она возникает опять – мы опять помогли. Когда обращаются, то, как правило, мы не отказываем. Хотя обращений бывает очень много и разных, подчас достаточно непонятных, под которыми – гипотетически - стоят странные схемы… На такие мы не реагируем. Мы знаем совершенно конкретных людей, конкретные детские школы, детские приюты. Вот. Не пытаюсь обогреть абсолютно всех.
А Ваше отношение к тем, кто «пиарится»? Совсем не говорить о своей помощи людям тоже, наверное, неправильно.
- Я считаю, что это их личное дело. То есть, я совершенно равнодушно к этому отношусь. Они хотят говорить, они хотят, чтобы об этом знали. Наверное, это все естественно. Наверное, это естественно для политиков, которые хотят получить голоса избирателей. Не нашли, вероятно, другой методологии и другого подхода к человеческим сердцам.
Константин, скажите, кто Ваш любимый клиент? С кем интереснее работать?
- С женщинами. Я по опыту своему знаю, что с женщинами мне значительно проще, чем с мужчинами. Мне проще объяснить, подойти к этой теме со стороны мужчины, наверное. Мужчины же слишком многого боятся, более консервативны. Во-первых, они консервативнее, во-вторых, слишком много этого пресловутого комплекса «альфа-самца». Раскрутить их на авантюру в области одежды сложнее, чем женщину. С женщиной намного проще пойти по пути «а давай сделаем вот это, посмотрим, что из этого получится, вдруг будет красиво». Для большинства мужчин эта фраза прозвучит дико.
Для большинства. А какая-то часть охотно идет на авантюру?
- Да. При этом я вам хочу сказать - очень приятно, что в последние годы менталитет немножко меняется. Еще несколько лет назад многие боялись льняной одежды летом. «Ну как это, она же мнется!». Потом вдруг все-таки дошло, что это нормально. Мало того, в этом есть своя эстетика. Измятый лен - это просто такая эстетика!
И мужчины последнее время немножко даже радуют. Если раньше была банальная классика – «мне нужен пиджачок и нужны брючки на каждый день, вечерний вариант галстука»... Я возьмусь за эту работу, но она мне не интересна. Мне интереснее делать какие-то «шизонутые» (в хорошем смысле этого слова) вещи. Вот с такой «шизонутостью» в последнее время все в порядке, потому что мужчины начинают произносить женские фразы типа «Я хочу костюм «с изюминкой». Хочу, чтобы все было правильно и респектабельно, но при этом чтобы что-то…». И вот это «что-то» заставляет работать с удовольствием, включается фантазия, становится интересно. К сожалению, пока еще таких случаев не очень много. Но, думаю, что будет все больше и больше. Они же видят результаты!
Скажите, Константин, каково Ваше отношение к моде. Как считаете - нам навязывают моду?
- Что значит «нам навязывают»? И кто, собственно, нам навязывает? Давайте будем откровенны. Есть такая архаичная фраза: нам кто-то сверху спускает моду. Нет, никто ничего сверху не спускает. Навязывает нам Ваше Величество Пресса.
??..
- Да, тем не менее.
А Дома высокой моды?
- Нет, на самом деле все очень просто. Во-первых, Дома высокой моды на сегодняшний день не являются тем неоспоримым авторитетом в области дизайна одежды, каким они были еще полвека назад. Во-вторых, и Дома мод, и крупные торговые марки, крупные бренды платят просто сумасшедшие деньги глянцевым журналам, телеканалам, которые освещают моду, для того, чтобы они лоббировали их интересы, привносили в сознание людей, что в моде то, что они показали в коллекции. То есть это чисто экономические процессы, это своего рода зомбирование рекламой, рекламой другого уровня, более глянцевого, более элитарного. Это вопрос не ко мне, наверное.
Мое же отношение к моде - как к явлению социальному. Мода как социальное явление имеет право на существование. Но мне это не интересно. Я этим не занимаюсь.
В чем проявляется вдохновение?
- А я не знаю. А как Моцарт творил? Когда у человека что-то получается, просто - получается, то это легко. Когда мы что-то умеем, для нас это легко, и мы не анализируем, как это происходит. Это просто происходит, это данность.
Вы с детства творили? Или когда это произошло?
- Вообще я по образованию - живописец. Но дело в том, что как и у всех у нас, у меня, когда я учился, были предметы, которые мне были неинтересны. Физика, математика, языки и так далее. Я сидел и в конспектах на последней странице тетради рисовал мальчиков, девочек во что-то одетых. Мои рисунки увидели сокурсники, и когда, например, готовились к выпускным, говорили: «Костя, а можешь мне что-нибудь придумать?» «А у меня есть 10 метров шифона, что мы можем сделать?». Вот, собственно говоря, как это все начиналось.
Замечательно. Я это хотела услышать. Я это услышала. Как ЭТО случилось.
- Ко всем нам ЭТО приходит, наверное, по-разному. В моей жизни - Его Величество Случай. Я рисовал, рисовал, рисовал… Какое-то время занимался банально бизнесом в 90-е годы, и все равно сидел в кабинете и рисовал, пока рисунки не увидел один очень близкий друг и сказал: а почему ты не хочешь сделать свою коллекцию, показать ее?
Тогда еще существовал харьковский Дом моделей, который проводил фестивали. Я поехал, показал эскизы. Говорю: «Ребята, я вменяемый?» А они сказали: «Ой, как здорово, как замечательно! Давайте покажем!» «Ну, давайте!» Показал - и как-то все само по себе и пошло, без моего участия. Я даже усилий не прилагал.
Как считаете, на каком уровне Вы известны?
- А я об этом даже не думаю. Мне когда говорят про какую-то известность, я ее как бы…
Хорошо. Какой ощутимый результат известности? Я имею в виду материальный. Нематериальный понятно: это процесс творчества, удовольствие от работы.
- А этот нематериальный напрямую связан с материальным результатом. Наверное, это авторитет в этой области. Вот что, наверное, важнее.
Когда я сталкиваюсь с новым клиентом и у него в глазах вижу доверие ко мне - это самое важное, это - результат. А как к нему это доверие пришло, за счет чего, это уже совсем другое дело.
Для того, чтобы внедриться в творческий процесс, должны быть какие-то материальные блага. Чтобы Вы встали утром и не думали, есть у меня кофе в шкафчике или нет. Все должно ведь гармонично сочетаться, подкрепляться. Чтобы Вы не думали о хлебе насущном.
- Да, Вы правы. Видимо, именно поэтому я не занимаюсь живописью, очень ее любя при этом. А занимаюсь достаточно прикладной областью дизайна. Потому что - как нам расценивать хорошего архитектора, который будет просто рисовать? Все-таки дизайн одежды - это ведь дизайн одежды. Это - одежда. Совершенно четко понятное дело, одеваемое. Другое дело, что мы в тяжелое время живем. У нас нет индустрии, фешн-индустрии. Она только каждый год говорит: «Я зарождаюсь, я скоро рожусь».
Нет индустрии не только в Украине, но и в СНГ?
- Не знаю. Дело в том, что в Москве, уточню - не в России, а в Москве, с индустрией одежды попроще все-таки.
А в Киеве?
- Честно скажу, когда мы приезжаем в Киев, нас любят все, холят, лелеют. Потому что они думают, что мы им не конкуренты, мы не трогаем их клиентуру, мы не играем на их поле. Они просто не знают о том, сколько киевлян ездит сюда. И нас в принципе это очень устраивает.
Ну, значит, есть же индустрия, хоть и мелкого уровня. Если клиент идет к Вам…
Ну, если «пузатую мелочь» называть индустрией, то да. Это вот ТАКАЯ индустрия. Знаете, я очень смеялся, когда однажды у себя дома, на Павловом Поле, шел куда-то, мне навстречу шла бабушка с внучкой. Они просто гуляли, и внучка сказала бабушке: «Бабушка, смотри, какая тетя!». На что бабушка сказала: «Внученька, это не тетя, это такой дядя». Мне очень понравилась эта формулировка. Потому что это вот ТАКАЯ индустрия моды. Это как в анекдоте: у нас зарплата маленькая, но хорошая.
Скажите, в Харькове можно разворачивать индустрию моды, или здесь нет такой почвы?
- Ее можно разворачивать везде. На самом деле, Харьков ведь не отдельно взятая планета и не отдельное государство, правильно? Это один из органов огромного организма, который мы называем «Украина». В черте этого организма должны быть созданы предпосылки и условия для развития, как это сделали итальянцы. В свое время они сделали такие условия для своих текстильщиков, для многочисленных ателье, из которых потом родились дома моды, в том числе и «Валентино», и «Феретти», и так далее. Так были созданы эти дома. Они сделали из этого целую национальную программу, и на сегодняшний день Италия у всех ассоциируется прежде всего с итальянской модой, а потом уже с неаполитанскими песнями.
Национальная программа на уровне Харькова – это сложно. Это все равно, что социализм в отдельно взятой квартире. Курительные смеси продаются лучше, чем коллекции одежды. Хотя их запретили в Украине недавно, приравняли к наркотикам. Ну опять-таки, вы же понимаете, что эти смеси продаются лучше во всем мире.
Голландцы, получается, самые нормальные, самые вменяемые люди, потому что они решили для себя, что если человек свободен, если это - демократия и у нас свободное общество и свободные люди, то можно быть либо свободными навсегда (полностью, и тут уже все определяется культурой и воспитанием), либо несвободными. Поэтому они сказали: «Вы хотите курить? Пожалуйста, это исключительно Ваше личное дело».
Интересно все же, откуда берется процесс творчества? Ниоткуда получается.
- Наверное, не нужно его тормозить, он спонтанный, пусть себе идет… Не помню кто, но у кого-то была идея о некой информационной сфере, которая окружает планету и периодически отдельные люди из нее вытягивают то, что им интересно. Смотря у кого под что заточены мозги – физики оттуда тянут физику, химики – химию, художники – какие-то образы. На самом деле там все есть. Технологий масса по вытягиванию оттуда информации.
У Вас бывают кризисы творческие? Что Вы с ними делаете?
- Конечно. Ничего не делаю. Что такое кризис? В какой-то степени – это усталость, это когда все органы души и тела, которые отвечают за творчество, говорят – нужны спячка, тишина, покой. Всё, расслабились и занимаемся в это время чем-то другим.
Но не искусством, да?
- Почему же? В это время все процессы продолжаются. Но дело в том, что я – человек очень требовательный к себе и мне надо довести идею до какого-то абсолюта, до той точки, после которой я скажу – да, я выложился на все 100 %, что еще сюда добавить и как сделать лучше, что-то убрать – я не знаю. Я считаю, что вот это – результат, в который я вложил всего себя.
Ваши близкие страдают от Вашего стремления к перфекционизму?
- Понятия не имею. Во-первых, я живу отдельно от всех, а во-вторых, я думаю, что в большей степени они наслаждаются, а не страдают от того, чем я занимаюсь и как я занимаюсь. Один из секретов: я лишен фанатизма и истерии.
Вы живете отдельно. Вас одиночество не мучает?
- Нет. А я не одинок. Я и одинок и одновременно не одинок. Потому что я одинок как все люди на планете. Мы все одиноки, по большому счету. Если об этом подумать глубоко, то у нас никого нет и не может быть. Но какое счастье, что у нас есть мы сами! Это уже много, это уже подарок и этим надо уметь пользоваться. Другое дело, что это счастье, что можно включить, как программу, вариант, когда вдруг появляются другие люди. Общение – это интересно, это замечательно. Но для меня очень важно всегда иметь возможность эту «программу» выключить, потому что, в принципе, то, чем я занимаюсь вот здесь сидя, - это связано с радостями уединения. У меня куча любимых, дорогих мне людей, но они изгоняются отсюда все, когда идет какой-то процесс.
Можно сказать, что Вы самодостаточный человек. Вы себя нашли?
- Нет, я в этом процессе. Я считаю, что этот процесс идет, причем, насколько я понимаю, он идет уже много тысяч лет – и пусть идет дальше, меня в принципе это устраивает. Я понимаю, что мое воплощение в нынешней жизни – это выполнение опять-таки определенной программы, изучение каких-то методик, достижение каких-то результатов. А потом пойдем дальше, и может, когда-нибудь я стану Буддой, в будущих воплощениях. В этом решил пока не спешить.
Каким Вы себя видите лет через десять? Вы прогнозируете будущее?
- Прогнозирую, но, опять же, без фанатизма. То есть эти прогнозы – мои желания.
Ваши желания определяют цели, которых Вы достигните, или, если свернете в другую сторону, не очень расстроитесь?
- Абсолютно верно. Дело в том, что каждый день рождает новые цели, проекты, идеи. И очень важно их ощутить и попытаться «обкрутить» максимально, а для этого очень важно не задумываться о каких-то эфемерных целях в будущем. Самое важное происходит в этот момент, немедленно, прямо сейчас. То что было три минуты назад – это уже было, что будет через пять минут – это вопрос будущего. Что действительно важно – то, что происходит сейчас.
Я так понимаю, Вы максимально проживаете прямо здесь и сейчас, берете от него все?
- Опять-таки, когда я от этого получаю удовольствие.
Вы думали о вариантах функциональной, «умной» одежды? Или для этого нужны определенные технологии создания?
- Знаете, вообще хорошая одежда не может быть глупой. Поэтому я думаю, что все, что я тут пытаюсь делать – это все достаточно умная одежда. А все остальное – это как бы насилие концепций. Знаете, кто-то хорошо сказал, что психология и философия – это две, мягко говоря, псевдонауки, которые построены на словоблудии, на озабоченности человека словами и абстрактными мыслями. Когда слишком много абстракции - мне не интересно. Современная мода сосредоточена больше на форме, а я имею в виду содержание.
Под «умной» я имела в виду одежду, которая меняет цвет по желанию, свои свойства, в зависимости от температуры воздуха, например.
- Это очень интересная тема, и я думаю, что в технически развитом обществе это будет когда-нибудь иметь смысл. Но я сторонник того, чтобы не майка меняла цвет, а у вас их было штук 20, и вы одевали сегодня ту, которая соответствует вашему настроению.
Но это же общество массового потребления. А где баланс между потреблением и возвратом?
- Дело в том, что занимаясь достаточно элитарной услугой, ни я, ни архитекторы, ни музыканты, которые приезжают на тот же джазовый фестиваль - они не думают о массовой культуре, ни о потребностях. Мы как бы живем немножко в другом мире, нас интересуют другие вещи. Нас интересует прежде всего то, что мы делаем, мы кайфуем от этого. И слава Богу, что есть люди, которым это интересно и которые хотят того же – замечательно.
Кайфуете от процесса или от результата?
- И от процесса, и от результата. На самом деле, идеальный вариант, когда интересно все – и процесс, и результат. Другое дело, что я так странно устроен, что вот мы сделали показ, у нас прошла премьера, мы показали коллекцию – все, на следующий день она мне уже не интересна, я к ней уже не возвращаюсь.
Вы когда в голове придумываете свои работы, учитываете мнение глянцевых журналов, средств массовой информации, мнение друзей, любимых людей? Как это все происходит?
- Вы сейчас говорите о методе, а метод выбирается сообразно цели, смотря какая передо мной стоит задача. Когда стояла задача одеть персонал, предположим, аэропорта, поверьте мне, я пересмотрел очень много униформ. Мне нужно было вжиться в эту информацию. Затем - вовремя все выключить, для того, чтобы освободить себя от этой информации, которую получил. Чтобы выжимка, какой-то экстракт остался, а все остальное ушло. И тогда ты начинаешь этим заниматься. А как же, надо изучить материал. Изучить, с чем будут сталкиваться эти люди.
Когда остается эссенция, то Вы добавляете свой фирменный стиль.
- Конечно. А если ко мне приходит моя клиентка и говорит, что у нее мероприятие и она должна быть «ммм...», и подружки должны «сдохнуть» от зависти, вот эти задачи я очень люблю. Тут уже включаются совершенно другие механизмы. Вот тут я не буду смотреть, как одеваются ее подружки, меня это не интересует. Я знаю, что мы сделаем бомбу, и они «сдохнут». И вот это - самое приятное. Когда она звонит мне на следующий день и говорит, что две ушли в слезах – вот это результат! Другое дело, что я как человек, достаточно порядочный, при случае говорю, что может быть, стоит поменять подругу (или ликвидировать)? Потому что такая реакция на внешний мир, наверное, не совсем правильна. Я ни в коем случае не утверждаю, что я само совершенство, у меня тоже есть какие-то свои пороки.
Вот, хоть живой человек перед нами сидит… Как Вы себя чувствуете на публике?
- Я абсолютно не устаю на показах. Я вообще получаю удовольствие от публичных выступлений и чувствую себя как рыба в воде. Меня это не напрягает вообще никак.
Спасибо за беседу. Мы получили больше, чем хотели. Нам было безумно приятно с Вами общаться. Вы не задумывались над ответами. Вы говорили то, что уже продумали давно, то, что у вас было в жизни.
- Я вообще редко думаю (смеется). Дело в том, когда ты все о себе знаешь, когда ты знаешь, на что способен и на что не способен… Когда я знаю, что я - достаточно поверхностное существо, у меня нет необходимости кого-то, и в первую очередь себя, убеждать, что это не так. Меня в принципе это будет устраивать. Ничего в этом нет страшного. Другое дело, что большинство мужчин всегда пытается казаться интереснее, лучше, глубже, чем они есть на самом деле.
А Вы не стараетесь?
- А я не стараюсь.
- Спасибо за интервью!
Беседовала: Ольга АННЕНКОВА
- Ольга Анненкова
- 0
- 3 352