Одна из главных причин застоя на туристическом рынке — стремительное обнищание украинцев и быстрый рост цен на зарубежные туры в гривневом эквиваленте. Вслед за турфирмами корректировать цены взялись и страховщики. Поскольку оплату медицинских услуг за рубежом компании проводят в СКВ, цена на полисы устанавливается в долларах или евро, пишет газета Комментарии. При этом платеж по договору вносится в национальной валюте.
«В гривневом выражении стоимость полисов выросла адекватно росту курса валют. Например, в 2008 году стоимость полиса в Турцию сроком на 7 дней по минимальной программе (экстренная медицинская помощь + экстренная эвакуация) с лимитом в 15 тыс. евро стоила 14 грн. Сейчас такой же полис стоит 22,33 грн.», — рассказывает Сергей Майстренко, начальник управления личного страхования СК «Украинская страховая группа».
Для путешественников, выбравших «полновесное» покрытие, включающее полный набор опций, полис будет стоить уже в 2–2,5 раза дороже. Благодаря таким курсовым трюкам снижение продаж не слишком сказалось на заработках компаний, хотя страховщики и уверяют, что в отличие от турфирм они взимают плату за полисы не по коммерческому, а по официальному курсу. «В январе–марте 2009 года наша компания продала 2511 полисов страхования выезжающих за рубеж, тогда как за аналогичный период 2008 года было продано 4865 полисов. В то же время объемы платежей снизились несущественно: с 542 тыс. грн. (в первом квартале 2008 года) до 453 тыс. грн. (в январе–марте 2009-го)», — отмечает Сергей Майстренко. Но эксперты не исключают, что в ближайшее время страховки могут подорожать более ощутимо. Причиной тому — растущие аппетиты ассистанских компаний, повышающих тарифы на свои услуги.
Чтобы не остаться в минусе, СК намерены адаптироваться под изменившиеся вкусы украинских туристов. «Скорее всего нынешним летом возрастет доля «зеленого туризма», а также потоки путешественников, посещающих Крым и Карпаты», — полагает Зоя Сазонова. Поэтому компании будут стараться охватить страхованием не только граждан, отбывающих в заморские края, но и патриотов, решивших остаться на каникулах в Украине. «Внутренние» туристические полисы до сих пор пользовались меньшим спросом, хотя большинство крупных турфирм, занимающихся в том числе и организацией отдыха в Украине, включали их в свои стандартные пакеты. По закону «О туризме», турист должен быть застрахован в любом случае», — говорит Агнесса Тарасенко. Страховщики полагают, что в этом году их партнеры-турфирмы будут снабжать наших соотечественников «внутренними» полисами с удвоенным усердием, поскольку при продаже страховок туроператоры получают комиссионные.
«Объем платежей по страхованию путешествующих по Украине в нашей компании уже увеличился в полтора раза», — рассказывает Сергей Майстренко. Стандартные полисы для таких туристов по набору услуг практически не отличаются от «зарубежных» договоров. «Программа включает в себя экстренные медицинские услуги, страхование расходов по стоматологии, репатриацию, транспортировку больного», — рассказывает Ирина Новикова, начальник отдела туристического страхования СК «Провидна». Правда, объем покрытия, который гарантируют компании, значительно ниже, чем при заграничных поездках, и колеблется в диапазоне от 5 тыс. до 10 тыс. грн. Купить такой полис можно буквально за гроши. Его стоимость, в зависимости от компании и установленной в договоре страховой суммы, колеблется от 0,5 до 1 грн. в сутки.
«Например, страховое покрытие на сумму 5000 грн. при двухнедельном путешествии будет стоить нашему клиенту меньше 10 грн.», — отмечает Наталья Тымчий, заместитель директора департамента медицинского страхования СК «Универсальная». Однако путешественникам, получившим страховку при покупке «внутреннего» тура, не стоит рассчитывать на слишком комфортное лечение. Медпомощь им будут оказывать в региональных медучреждениях, а зачастую — в обыкновенных государственных больницах и поликлиниках, поскольку других в глубинке просто не найти.