Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Какие сюрпризы ожидают украинцев после второго этапа пенсионной реформы

1-08-2013, 08:30

Посмотрели: 1 505

Какие сюрпризы ожидают украинцев после второго этапа пенсионной реформы

Через полтора года в Украине должен заработать второй этап пенсионной реформы, связанный с переходом от солидарной системы к накопительной. Что это принесет украинцам?

По данным Минсоцполитики, будущие пенсионеры при этом смогут воспользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов. Но, как говорится, свежо предание…

«Суха теория, мой друг»…
По устоявшейся традиции, украинская власть (в лице Минсоцполитики) является «настоящим хозяином» своего слова: дает и тут же забирает. Вспомним, как раньше на официальном уровне было заявлено, что второй уровень пенсионной системы будет введен уже с 1 января 2013 года. И что же мы имеем сегодня? Увы, только очередные обещания.

Как уже сообщал Inpress.ua, на сей раз министр социальной политики Наталия Королевская пообещала, что второй уровень пенсионного обеспечения планируется ввести в конце 2014 — в начале 2015 года. Рискнем предположить, что и эта плановая дата будет успешно передвинута на «прекрасное далеко». Благо ситуация позволяет: Минсоцполитики уже подготовило проект Концепции социального развития Украины аж до 2023 года. И нет никакой гарантии, что и сей документ, по словам той же Н. Королевской, «не будет поставлен на полку рядом с сотней других стратегий или программ».
Судя по предварительной информации, участниками второго (накопительного) уровня будут лица, которым на момент внедрения системы исполнилось не более 35 лет, а размер страхового взноса составит 2% (с последующим его ежегодным повышением на 1%). Через два года после начала уплаты страховых взносов будущие пенсионеры будут иметь право выбрать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств. К сожалению, это лишь теория. А что говорит практика — критерий истины?

К сожалению, приятного мало. Стремление государства обеспечить пенсиями стареющее население создает для Украины серьезную макроэкономическую проблему. Если ее не решать, то при сохранении текущих тенденций госдолг быстро превысит стопроцентный размер ВВП. Это, в свою очередь, приведет к полному финансовому краху и затяжному внутриполитическому кризису. При таком развитии сценария наша страна может окончательно потерять доверие со стороны международных финансовых структур (в первую очередь, МВФ) и начнутся мучительные переговоры о реструктуризации долга.

Таким образом, пока масштабы долгосрочной пенсионной проблемы на порядок превосходят все госбюджетные проблемы (начиная от программы вооружения армии и заканчивая модернизацией образования). Если державные мужи не смогут решить насущные вопросы (касающиеся согласования бюджетной, долговой и инвестиционной политики), уровень жизни пенсионеров еще понизится, а госказна, не выдержав дополнительной «демографической» нагрузки, быстро потеряет баланс. Это, в свою очередь, чревато таким банкротством, по сравнению с которым кризис-2008 покажется детским лепетом на лужайке.

С надеждой на «авось»
С тех пор как стартовала пенсионная реформа, миновали уже две пятилетки. А воз, как говорится, и ныне там. Родное до боли государство сохранило многие искажения, присущие еще советской пенсионной системе (они-то и не позволяют распределительной системе нормально функционировать).
Главные камни преткновения всем известны: в Украине относительно низкий пенсионный возраст и в то же время широкий список льготников, имеющих право досрочного выхода на заслуженный отдых. Чтобы предотвратить деградацию пенсионного обеспечения без потери устойчивости госфинансов, перейти к накопительной пенсионной системе следовало бы еще лет пять назад.

Ограничения возможностей инвестирования накоплений не позволили (и не могли позволить) пенсионным управляющим обыграть даже инфляцию. Государство, по сути, самоустранилось от провозглашенной реформы, действуя по принципу знаменитого «авось»: сначала запустим, а потом посмотрим, как это заработает в украинских условиях.

Нынешняя пенсионная система представляет собой парадоксальное сочетание высоких страховых взносов и… низких пенсий. Внедрение накопительной компоненты также не внушает большого оптимизма: пока средняя доходность от инвестирования стабильно ниже инфляции. Распределительная пенсионная система, отнимая у трудящегося человека часть его заработка, подрывает стимуляцию к самому труду. Угнетаются частные накопления и снижается рождаемость.

Надо честно признать: никому в Украине не известно, какая в будущем может быть занятость, зарплата и даже демография. Например, Пенсионный фонд периодически ошибается с подсчетом количества пенсионеров даже для целей госбюджета на год. Что уж тут говорить о перспективе на десятилетия. Тем более, что никто толком не знает, насколько увеличится или уменьшится продолжительность жизни. К примеру, последние 20 лет ведущие западные демографы всегда недооценивали темпы роста продолжительности жизни.
Главная же проблема накопительной системы — куда и во что вкладывать накопленные средства? В доллар, евро или недвижимость?

На 88 «отдыхающих» — 100 работающих
По подсчетам экспертов, соотношение пенсии и зарплаты должно быть не меньше 40%. При этом нужно учесть, что невозможно сократить число получателей пенсии: оно в перспективе должно только увеличиваться. Следовательно, должен расти и общий уровень расходов на пенсионное обеспечение.

Но мы уже достигли такого уровня налогообложения зарплаты, что его очередное повышение приведет к массовой «конвертации» (в смысле — выдачи зарплат в конвертах) и к экономическому спаду. Тот факт, что система пенсионного обеспечения находится в кризисе, становится все очевиднее.
Недолго думая, украинское руководство занялось повышением пенсионного возраста. Такой шаг был бы логичным при наличии одного маленького «но»: если растет не только общая продолжительность жизни, но и повышается (хотя бы с такой же скоростью) возраст, в котором ухудшается здоровье и теряется трудоспособность.

Возникают вполне закономерные вопросы: на сколько же нужно повысить пенсионный возраст украинцев в связи с ростом ожидаемой продолжительности жизни? И на какую категорию населения ориентироваться?

Понятно, что альтернативы сворачиванию пенсионной реформы нет. Как показывает неутешительная статистика, Украина относится к государствам со стареющим населением: сегодня на 88 пенсионеров приходится 100 работающих, а лет через десять один работающий будет содержать одного пенсионера…

Еще одно наше «достижение»: низкий уровень пенсий большинства лиц, достигших пенсионного возраста (более двух третей пенсионеров получают до 1 тыс. грн). В то же время средний размер «спецпенсий» почти втрое превышает средний размер пенсии, назначенной на общих условиях.
Расходы на пенсионное обеспечение в Украине уже достигли 16,3% ВВП. При этом не следует забывать, что размер пенсионных взносов составляет 35 процентов, что намного выше, чем в других странах Европы: Венгрия — 26,5%, Франция — 24%, Чехия — 28%, Швеция — 18,9%. Но и этого недостаточно для покрытия пенсионных расходов.

В настоящее время существует разрыв между размерами пенсий женщин и мужчин. Для женщин установлена нижняя граница трудоспособного возраста, они имеют меньшую продолжительность стажа, их зарплата в среднем почти на 30 процентов ниже, чем у мужчин.
Разумеется, решить наболевшие проблемы можно (и нужно) при помощи второго (накопительного) уровня. В связи с этим еще два года назад был принят Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». В первой статье сего документа черным по белому было написано: «Перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд вводится начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины».

Однако впоследствии Кабмин вынужден был наступить на горло собственной «пенсионной песне» — уже в мае 2012-го правительство увеличило дефицит бюджета Пенсионного фонда с 9,7 млрд до 15,3 млрд грн. А в нынешнем году этот дефицит уже превысил 21 млрд грн. И это, увы, не предел.

Четыре шага для выхода из тупика
Для перехода к накопительной системе нужно сначала добиться получения обещанной бездефицитности бюджета Пенсионного фонда. Для этого необходимо сделать четыре важных шага:
1. Увеличить базу начисления единого социального взноса для трудоспособных лиц.
2. Урегулировать нормы пенсионного обеспечения:
а) для госслужащих — ограничить максимальный размер пенсии на уровне 12 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (сегодня прожиточный минимум — 949 грн); для исчисления пенсии нужно уменьшить с 90 до 80 процентов зарплату госслужащих, которая является базой для назначения этих пенсий;
б) для «спецпенсионеров» — назначать пенсии только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, а до этого времени выдавать в размере, определенном нормами закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании;
в) для военнослужащих — увеличить период пребывания на военной службе с 20 до 25 календарных лет.
3. Проводить перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста.
4. Назначать пенсии необходимо только по данным персонифицированного учета.
А вот без предварительного выполнения этих условий все разговоры о реальном повышении пенсий в Украине так и останутся разговорами…


Реклама



Какие сюрпризы ожидают украинцев после второго этапа пенсионной реформы

1-08-2013, 08:30

Посмотрели: 1 505

Какие сюрпризы ожидают украинцев после второго этапа пенсионной реформы

Через полтора года в Украине должен заработать второй этап пенсионной реформы, связанный с переходом от солидарной системы к накопительной. Что это принесет украинцам?

По данным Минсоцполитики, будущие пенсионеры при этом смогут воспользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов. Но, как говорится, свежо предание…

«Суха теория, мой друг»…
По устоявшейся традиции, украинская власть (в лице Минсоцполитики) является «настоящим хозяином» своего слова: дает и тут же забирает. Вспомним, как раньше на официальном уровне было заявлено, что второй уровень пенсионной системы будет введен уже с 1 января 2013 года. И что же мы имеем сегодня? Увы, только очередные обещания.

Как уже сообщал Inpress.ua, на сей раз министр социальной политики Наталия Королевская пообещала, что второй уровень пенсионного обеспечения планируется ввести в конце 2014 — в начале 2015 года. Рискнем предположить, что и эта плановая дата будет успешно передвинута на «прекрасное далеко». Благо ситуация позволяет: Минсоцполитики уже подготовило проект Концепции социального развития Украины аж до 2023 года. И нет никакой гарантии, что и сей документ, по словам той же Н. Королевской, «не будет поставлен на полку рядом с сотней других стратегий или программ».
Судя по предварительной информации, участниками второго (накопительного) уровня будут лица, которым на момент внедрения системы исполнилось не более 35 лет, а размер страхового взноса составит 2% (с последующим его ежегодным повышением на 1%). Через два года после начала уплаты страховых взносов будущие пенсионеры будут иметь право выбрать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств. К сожалению, это лишь теория. А что говорит практика — критерий истины?

К сожалению, приятного мало. Стремление государства обеспечить пенсиями стареющее население создает для Украины серьезную макроэкономическую проблему. Если ее не решать, то при сохранении текущих тенденций госдолг быстро превысит стопроцентный размер ВВП. Это, в свою очередь, приведет к полному финансовому краху и затяжному внутриполитическому кризису. При таком развитии сценария наша страна может окончательно потерять доверие со стороны международных финансовых структур (в первую очередь, МВФ) и начнутся мучительные переговоры о реструктуризации долга.

Таким образом, пока масштабы долгосрочной пенсионной проблемы на порядок превосходят все госбюджетные проблемы (начиная от программы вооружения армии и заканчивая модернизацией образования). Если державные мужи не смогут решить насущные вопросы (касающиеся согласования бюджетной, долговой и инвестиционной политики), уровень жизни пенсионеров еще понизится, а госказна, не выдержав дополнительной «демографической» нагрузки, быстро потеряет баланс. Это, в свою очередь, чревато таким банкротством, по сравнению с которым кризис-2008 покажется детским лепетом на лужайке.

С надеждой на «авось»
С тех пор как стартовала пенсионная реформа, миновали уже две пятилетки. А воз, как говорится, и ныне там. Родное до боли государство сохранило многие искажения, присущие еще советской пенсионной системе (они-то и не позволяют распределительной системе нормально функционировать).
Главные камни преткновения всем известны: в Украине относительно низкий пенсионный возраст и в то же время широкий список льготников, имеющих право досрочного выхода на заслуженный отдых. Чтобы предотвратить деградацию пенсионного обеспечения без потери устойчивости госфинансов, перейти к накопительной пенсионной системе следовало бы еще лет пять назад.

Ограничения возможностей инвестирования накоплений не позволили (и не могли позволить) пенсионным управляющим обыграть даже инфляцию. Государство, по сути, самоустранилось от провозглашенной реформы, действуя по принципу знаменитого «авось»: сначала запустим, а потом посмотрим, как это заработает в украинских условиях.

Нынешняя пенсионная система представляет собой парадоксальное сочетание высоких страховых взносов и… низких пенсий. Внедрение накопительной компоненты также не внушает большого оптимизма: пока средняя доходность от инвестирования стабильно ниже инфляции. Распределительная пенсионная система, отнимая у трудящегося человека часть его заработка, подрывает стимуляцию к самому труду. Угнетаются частные накопления и снижается рождаемость.

Надо честно признать: никому в Украине не известно, какая в будущем может быть занятость, зарплата и даже демография. Например, Пенсионный фонд периодически ошибается с подсчетом количества пенсионеров даже для целей госбюджета на год. Что уж тут говорить о перспективе на десятилетия. Тем более, что никто толком не знает, насколько увеличится или уменьшится продолжительность жизни. К примеру, последние 20 лет ведущие западные демографы всегда недооценивали темпы роста продолжительности жизни.
Главная же проблема накопительной системы — куда и во что вкладывать накопленные средства? В доллар, евро или недвижимость?

На 88 «отдыхающих» — 100 работающих
По подсчетам экспертов, соотношение пенсии и зарплаты должно быть не меньше 40%. При этом нужно учесть, что невозможно сократить число получателей пенсии: оно в перспективе должно только увеличиваться. Следовательно, должен расти и общий уровень расходов на пенсионное обеспечение.

Но мы уже достигли такого уровня налогообложения зарплаты, что его очередное повышение приведет к массовой «конвертации» (в смысле — выдачи зарплат в конвертах) и к экономическому спаду. Тот факт, что система пенсионного обеспечения находится в кризисе, становится все очевиднее.
Недолго думая, украинское руководство занялось повышением пенсионного возраста. Такой шаг был бы логичным при наличии одного маленького «но»: если растет не только общая продолжительность жизни, но и повышается (хотя бы с такой же скоростью) возраст, в котором ухудшается здоровье и теряется трудоспособность.

Возникают вполне закономерные вопросы: на сколько же нужно повысить пенсионный возраст украинцев в связи с ростом ожидаемой продолжительности жизни? И на какую категорию населения ориентироваться?

Понятно, что альтернативы сворачиванию пенсионной реформы нет. Как показывает неутешительная статистика, Украина относится к государствам со стареющим населением: сегодня на 88 пенсионеров приходится 100 работающих, а лет через десять один работающий будет содержать одного пенсионера…

Еще одно наше «достижение»: низкий уровень пенсий большинства лиц, достигших пенсионного возраста (более двух третей пенсионеров получают до 1 тыс. грн). В то же время средний размер «спецпенсий» почти втрое превышает средний размер пенсии, назначенной на общих условиях.
Расходы на пенсионное обеспечение в Украине уже достигли 16,3% ВВП. При этом не следует забывать, что размер пенсионных взносов составляет 35 процентов, что намного выше, чем в других странах Европы: Венгрия — 26,5%, Франция — 24%, Чехия — 28%, Швеция — 18,9%. Но и этого недостаточно для покрытия пенсионных расходов.

В настоящее время существует разрыв между размерами пенсий женщин и мужчин. Для женщин установлена нижняя граница трудоспособного возраста, они имеют меньшую продолжительность стажа, их зарплата в среднем почти на 30 процентов ниже, чем у мужчин.
Разумеется, решить наболевшие проблемы можно (и нужно) при помощи второго (накопительного) уровня. В связи с этим еще два года назад был принят Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». В первой статье сего документа черным по белому было написано: «Перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд вводится начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины».

Однако впоследствии Кабмин вынужден был наступить на горло собственной «пенсионной песне» — уже в мае 2012-го правительство увеличило дефицит бюджета Пенсионного фонда с 9,7 млрд до 15,3 млрд грн. А в нынешнем году этот дефицит уже превысил 21 млрд грн. И это, увы, не предел.

Четыре шага для выхода из тупика
Для перехода к накопительной системе нужно сначала добиться получения обещанной бездефицитности бюджета Пенсионного фонда. Для этого необходимо сделать четыре важных шага:
1. Увеличить базу начисления единого социального взноса для трудоспособных лиц.
2. Урегулировать нормы пенсионного обеспечения:
а) для госслужащих — ограничить максимальный размер пенсии на уровне 12 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (сегодня прожиточный минимум — 949 грн); для исчисления пенсии нужно уменьшить с 90 до 80 процентов зарплату госслужащих, которая является базой для назначения этих пенсий;
б) для «спецпенсионеров» — назначать пенсии только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, а до этого времени выдавать в размере, определенном нормами закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании;
в) для военнослужащих — увеличить период пребывания на военной службе с 20 до 25 календарных лет.
3. Проводить перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста.
4. Назначать пенсии необходимо только по данным персонифицированного учета.
А вот без предварительного выполнения этих условий все разговоры о реальном повышении пенсий в Украине так и останутся разговорами…


Реклама