Состоятельные украинцы экономят на покупке новых товаров и сдают дорогие вещи в ремонт, что позволяет этой сфере превратиться в одну из самых успешных на сегодня.
Сказанное относится равно как к ремонту обуви, одежды, так и к бытовой электронике. Хороший автосервис всегда ценился высоко, а сейчас приобретает еще больший вес. Армия состоятельных клиентов ускорила переход ремонтников на другой, чуть ли не элитный уровень обслуживания. «Клей мы закупаем уже не польский, а австрийский, - рассказываетобувной мастер, Тимофей Полищук. - Это стоит недешево, но для обуви стоимостью в 1,5 тысячи долларов в самый раз». В том, что его дополнительные расходы себя оправдают, обувных дел мастер не сомневается: стоимость починки дорогих марок обуви нередко доходит до 10% ее первоначальной цены.
«Если люди меньше покупают вещи первой необходимости, то это значит, что они будут больше их ремонтировать», - объясняет Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Так же хорошо ситуация обстоит у сотрудников мастерских, занимающихся ремонтов бытовой техники, часов и мобильных телефонов. Приток заказов приводит к росту рабочих мест, оплаты труда и расширению специализации. Фирмы заключают контракты с поставщиками деталей и комплектующих, которые также выигрывают от сложившейся ситуации. Мало того, в борьбу за клиентов включаются и китайцы, которые предлагают свои детали, неотличимые от оригинальных, по цене значительно ниже.
«Ремонт и сервис - это самый живучий сектор некогда растущей украинской экономики», - делится своими наблюдениями экономист Игорь Лунин. Он уже 20 лет живет в Польше и видел там аналогичную ситуацию в 1989 году. По его словам, тогда польскую экономику отчасти спасли именно ремесленники, которые на кризисном росте не только выросли из частных артелей в целую индустрию, но и создали, вопреки кризисной логике, несколько тысяч рабочих мест.
Экономист уверен, что рост рынка подобных услуг - это позитивное явление хотя бы потому, что часть экономики выйдет из коллапса еще до конца кризиса. Более того, резюмирует он, обострившийся в летний мертвый сезон кризис приведет к возникновению кооперативных сервис-центров. «Нас ждет возвращение к советским домам быта, где на первом этаже чинилась одежда и обувь, а на втором - телевизоры и холодильники», - заключает Лунин. По прошествии времени стоит оценить: не все было так плохо...
По материалам: КорресподенТ.net