Александр Ярославский о реконструкции Международного аэропорта «Харьков»: «Мы идём с опережением плана»
- Александр Владиленович, на какой стадии сейчас строительство?
- Динамику, наверное, вы могли видеть. Начали мы в прошлом году, сейчас уже заканчиваем цоколь и переходим к наружным работам. Металлоконструкции уже видны и находятся над фундаментом.
- Работы идут по плану?
- Да, мы идём с опережением плана. И надеемся сохранить этот темп.
- А кризис как-то повлиял на работу?
- Повлиял - заставил больше сконцентрироваться на работе.
- Скажите, пожалуйста, каким будет новый терминал?
- Терминал будет двухэтажным, стеклянным. Все конструкции занимают более 20 тыс. кв. м. - со всей логистикой, со всем необходимым оборудованием, с установленной УЕФА пропускной способностью. Все требования будут учтены.
- Кто разрабатывал проект?
- Киевский профильный институт - единственный институт, который имеет право делать подобные проекты. Также могу сказать, что задержек никаких нет, деньги на проект выделены, они осваиваются. Здесь была Юлия Владимировна, премьер-министр Украины, она пообещала обеспечить финансирование, и сейчас идёт работа по выделению необходимой суммы. Я думаю, государство действительно будет заботиться о полосе, ведь это его имущество, одно из первых впечатлений прилетающих гостей. И совместными усилиями мы добьёмся успеха.
- Повлиял ли кризис на объем инвестиций?
- На общей стоимости это практически не отразилось, потому что где-то мы оптимизировали смету, где-то за счёт удешевления материалов нашли выход. Но практически смета осталась такой, какой и была.
- Расскажите о временном терминале.
- О временном? Нет, я лучше буду рассказывать о терминале строящемся. Временный - он и есть временный. Я думаю, к осени следующего года мы будем беседовать в середине уже готового терминала.
- Обычно затраты на терминалы окупаются довольно долго. Что вы скажите по этому поводу?
- Это ведь проект нашего региона, можно сказать - воздушные ворота в регион. Ими будут пользоваться харьковчане и гости города. То есть, какие могут быть инвестиции, если в Харькове нет нормального аэропорта? Кто сюда приедет? Первое, куда попадают люди – аэропорт. Поэтому мы в меньшей степени смотрели на срок окупаемости, хотя он и присутствовал в расчетах, а в первую очередь смотрели на то, как этот проект инсталлируется в нашем регионе. Все ждали этого строительства, никто не верил, все сомневались, обещали что у нас здесь будет палатка вместо терминала. Вы видите – палатки нет, а терминал - строится.
- Вы сказали – ворота в регион - это инвестиции в регион. А дальше что планируется?
- В наших планах увеличить пассажиропоток с 250 тыс. до полутора миллиона. Это наша основная задача. Чтобы количество желающих приехать в наш город увеличилось.
- Вы планируете какое-то развитие города в целом?
- Развитие города планируют его власти. Я планирую развитие тех проектов, за которые взялся.
- Вы сказали про удешевление материалов. То есть, вы имеете в виду, что уже что-то произошло в плане падения цен или вы что-то оптимизировали в плане конструктива?
- Я говорил, что мы пошли двумя путями: оптимизировали строительство и удешевили проект за счёт уменьшения стоимости материалов. Как-то сэкономить нам удалось, но существенных изменений в бюджете не произошло. Я и в начале проекта говорил, что его стоимость порядка 63-65 млн. евро. И она существенно не поменялась.
- Здесь уже были функционеры УЕФА. Какая была их реакция на увиденное?
- Реакция была положительная, потому что УЕФА прежде всего отслеживает динамику процесса. Как мы знаем, те эксперты, которые приезжали, основывали свои выводы на предыдущих исследования тех экспертов, которых мы и не видели. Эти люди постоянно присутствуют в регионах, претендующих на проведение ЕВРО-2012. УЕФА внимательно следит за ходом подготовительных работ. Они понимают, что сегодня они приехали – им что-то показали, а завтра работа может остановиться. Именно поэтому экспертов, прежде всего, интересует развитие и динамика.
- Как вы расцениваете шансы Харькова 8 мая, и кто, на ваш взгляд, может сегодня, с учётом такой динамики, реально конкурировать за право проведения матчей?
- Знаете, говорят: каждый кулик свое болото хвалит. Понятно, что я буду хвалить Харьков и пропагандировать только его.
- Я имею в виду ваши ощущения, прогнозы.
- Я считаю, что у нас нет конкурентов... Понятно, что это шутка. Я желаю, чтобы все добились успеха, но в первую очередь, конечно, желаю Харькову и харьковчанам быть участниками этого процесса. Во всяком случае, мы для этого все делаем, и вы можете сравнить, как идут дела в других городах-претендентах.
- Шансы высокие?
- Решать будут эксперты УЕФА.
- Уточните, пожалуйста, сроки завершения проекта реконструкции аэропорта
- Для терминала - это конец следующего года. А взлетно-посадочную полосу мы будем делать в течение двух лет. Но это не приведет к закрытию аэропорта, он будет действовать в своем рабочем режиме.
- Группа DCH стала одним из пионеров в Украине в плане инвестиций в инфраструктурные проекты. А насколько местные власти идут к вам навстречу, с пониманием относятся к вашей инициативе? Препятствуют или же наоборот содействуют?
- Я вам отвечу словами Григория Михайловича Суркиса и господина Тейлора, которые отметили, что в Харькове работа ведется совместно, и власти идут навстречу бизнесу. И это действительно так. Я могу совершенно точно сказать, что у нас нет никаких противоречий и спорных вопросов, есть лишь рабочие моменты. Мы ощущаем полную поддержку и областной, и городской власти. Это я говорю не для красного словца, и не для телевидения - это чистая правда.
- То есть не было опасений, что пришла компания, построит себе аэропорт…
- Ну, она не пришла, я здесь живу с 1968 года, поэтому властям было легко провести аудит моей компании.
- Власти как-то идут вам навстречу, что-то упрощают, оптимизируют налогообложение?
- Нет, мы исправно платим все налоги. Вопрос стоит только о меньшей степени бюрократизации оформления, оперативном согласовании каких-то документов. Вот в этом плане нам идут навстречу.
- На парламентских слушаниях по Евро, давая интервью польскому телевидению, Суркис сказал, что то, что увидели в Харькове во время приезда Тейлора, когда он его сопровождал, было для него сенсацией. О чем шла речь?
- Мы просто просим Григория Михайловича почаще к нам приезжать, для него тогда будет меньше сенсаций. Хотя если для него это было сенсацией, мы рады, что сделали ему сюрприз. Видимо, в силу занятости, он не так часто может себе позволить бывать в регионах. Да и развернуть такие стройки в это сложное время (не люблю я слово «кризис») достаточно непросто.
Пресс-служба ФК "Металлист"