Есть специалисты, которые прописывают в кредитной квартире несколько детей и пожилую тещу. "После этого примерно года два-три банк ходит по судам, пытаясь получить или деньги, или квартиру",- рассказала "i" сотрудница одного из банков про методы некоторых антиколлекторов.
Сами такие компании утверждают, что всего лишь помогают правильно общаться с банком. "С начала кризиса каждый месяц примерно на 5% вырастает проблемная задолженность банков. Клиенты, которые не могут продолжать платить, обращаются в банки, чтобы найти компромиссное решение. По закону "Об обращениях граждан", банк обязан ответить письменно. Однако представленная клиентом бумага пропадает, а потом в телефонном режиме ему отказывают. Во многих банках вообще не существует отделов по работе с обращениями",- говорит директор компании "Про Инфо" Евгений Руденко.
В идеале банки заинтересованы в нахождении оптимального решения, чтобы не получить безнадежную задолженность. Однако из-за разгильдяйства персонала просьбы клиентов чаще всего просто забываются. Именно эту проблему призваны решать антиколлекторы. Они помогают клиентам добиться пересмотра условий договора, кредитных каникул и снятия штрафных санкций.
"Иногда случаи тяжелые, и нужно искать знакомых в кредитном комитете банка. Потому что, например, начальник отделения пишет отказ, хотя не имеет таких полномочий. Но в 98% случаев все, что нужно сделать,- это помочь грамотно составить письмо в банк и направить его, чтобы документ не пропал. Мы создали колл-центр, в котором людей инструктируют, как и что делать",- подчеркнул руководитель "Про Инфо".
Если еще летом 2008 г. платеж по кредиту составлял 20-30% от зарплаты среднего заемщика, то сейчас его доля в ежемесячных расходах превышает 60-70%. "Неизвестно, как поведет себя рынок через полгода. Сейчас самый подходящий момент договариваться о том, как всем вместе перенести сложное время",- отмечает руководитель киевского отделения кредитного брокера EnMark Максим Шкатулов. Эта компания также объявила о предоставлении услуг, которые можно причислить к антиколлекторским.
По словам господина Шкатулова, платеж по кредиту можно уменьшить, сделав отсрочку в выплате тела кредита на срок от трех месяцев до года. Для ипотечных и автомобильных кредитов это означает уменьшение ежемесячного платежа более чем наполовину. Кроме того, можно изменить валюту кредита, хотя ставка может вырасти.
"Для реструктуризации кредита нужно грамотно составить заявление в банк с просьбой изменить условия выплаты кредита и подготовить пакет документов, подтверждающий изменение финансового состояния заемщика. Процедура схожа с получением кредита",- подчеркнул Максим Шкатулов.
Спрос на такие услуги немалый. Многие заемщики рассказывают, что банки не хотят идти на уступки. Более того, некоторые банки предлагают перевести кредит из аннуитетной формы (равными платежами) в стандартную. Ежемесячный платеж становится больше, зато быстрее погашается тело кредита.
"Честно говоря, я не ожидал такого. Говорю: <Ничего, что я вам за последний год занес $12 тыс.? Сейчас могу сделать справку, что у меня зарплата 300 грн. в месяц, и вы вообще ничего не получите. А из квартиры вы меня не выселите, потому что у меня маленький ребенок". Они мне: "Ну зачем же так?". А как с ними себя вести, если вообще не хотят идти ни на какие уступки?" - возмутился один из клиентов банка.
Еще одна проблема - неурегулированность действий банковских и независимых коллекторов. В Украине действует лишь одно ограничение - не звонить после 22.00 и до 8.00. Пользуясь этим, коллекторы заходят к соседям, родственникам, на работу к должникам и едва ли не расклеивают фотографии. Они оказывают на людей очень сильное психологическое давление. Складывается впечатление, что их деятельность додумаются урегулировать только тогда, когда произойдет первое доведение до самоубийства.
"Во всем мире все это регулируется законом. Коллекторы не должны работать на грани криминала. Мы не работаем телохранителями и не помогаем клиентам кинуть банк. Примерно в 2% случаев мы предоставляем им юридическую консультацию. Если банк и коллекторы понимают, что с ними работают в правовом поле, проблемы обычно снимаются. Они понимают, что нужно искать компромисс, а не заниматься вымогательством",- отметил Евгений Руденко.
Директор коллекторской компании "Дельта-М" Вячеслав Голуб сказал, что пока что ни он, ни его коллеги не сталкивались с антиколлекторами в Украине. Он уточнил, что этот вид бизнеса пришел к нам как модное веяние из России.
"В свое время мы анализировали деятельность таких компаний. Нам было интересно знать, как они работают в Украине. Выяснилось, что девять из десяти компаний не имеют даже интернет-сайта. Это полулегальные молодые компании. Кроме того, они требуют платы вперед, не давая никаких гарантий. Вообще, неизвестно, за что они берут деньги. В интернете давно уже вывешены образцы всех писем, которые клиент может направить в банк и в Нацбанк",- отметил господин Голуб.
По его мнению, совершенно не соответствует действительности заявление о том, что коллекторы давят на людей. "Задача грамотного коллектора - наладить общение неплательщика с банком. Судя по заявлениям антиколлекторов, они делают то же самое,- говорит Вячеслав Голуб.- Пусть в таком случае они называют себя "антибанками".
Сергей ЛЯМЕЦ
http://investfunds.com.ua/
Источник: agent.ua