Франк Стир, предыдущий президент Европейской организации по качеству (EOQ), считает любой из стандартов ISO 9001, регламентирующий системы менеджмента качества, весьма ценным, но отнюдь не единственным инструментом в борьбе за эффективность и качество. Каждая модель управления должна в максимальной степени отвечать нуждам организации и повышать ее конкурентоспособность. Об этой простой истине нередко забывают. Возможности стандартизации имеют естественный предел.
Стандартные системы качества всегда были излишне бюрократичны. Высший менеджмент компаний не отличался особой преданностью идее, а менеджеры среднего звена и "ответственные за качество" просто не владели процессами управления. К тому же на протяжении многих лет ISO 9001 рассматривался как стандарт производящих компаний, и его успешное применение в сфере услуг и общественном секторе было, в лучшем случае, фрагментарным.
Существуют и другие проблемы. Стандарт ISO 9001 подвергался нападкам из-за того, что не стимулировал улучшений в работе. Компания, сдав необходимый "аудиторский минимум", тотчас же забывала о непрерывном совершенствовании, а положения стандарта никак не поощряли менеджеров осуществлять принципы последовательного развития.
По мнению Стира, главная сила, которую несет в себе ISO 9001, заключается в его универсальной способности давать независимую оценку деятельности компании. В условиях глобальной мировой конкуренции стандарт ставит перед всеми организациями общие, понятные всем цели, независимо от условий работы и культурных различий. Не столько сам стандарт, сколько его разумное и ответственное использование обеспечивает устойчивое развитие бизнеса.
В следующем выпуске читайте Как потребитель относится к сертификату ISO 9001?
Фирмы, впервые принявшие решение добиваться сертификации ISO 9001, демонстрируют лучшие финансовые показатели по сравнению с фирмами из контрольной группы, имевшими сходные показатели в период, предшествующий этому решению. Это свидетельствует о том, что в фирмах, добивающихся сертификации, происходят изменения, способствующие относительному увеличению нормы прибыли ROA, как из-за снижения затрат, так и из-за увеличения объема продаж. Связаны ли эти изменения с решением о сертификации? Вполне возможно, что это решение стимулирует применение каких-то иных способов управления, влияющих на увеличение прибыли, но не имеющих прямого отношения к внедрению ISO 9001 и сертификации. Однако способ, которым были выбраны контрольные группы, свидетельствует о том, что в год предшествующий получению первого сертификата, в фирмах, принявших решение о сертификации, происходят значимые перемены. Учитывая полученную величину изменения показателей, можно утверждать, что сам процесс подготовки к первой сертификации также благотворно влияет на финансовое положение компаний. Интересно, что сертификация ISO 9001 является скорее необходимым условием, поддержания достигнутого уровня финансовых показателей, чем способом их улучшения. Это вполне понятно, ISO 9001 является универсальным общественным стандартом. Трудно ожидать, чтобы какая-либо фирма смогла бы на протяжении ряда лет выжимать из него устойчивые конкурентные преимущества. По всей видимости, для этого необходимо использовать более глубокие внутренние ресурсы. Тем не менее, результаты исследования недвусмысленно показывают, что отказ от сертификации способствует постепенному "сползанию" финансовых показателей.
По материалам журнала ISO Management Systems