Как уже сообщала «ДС», в июле прошлого года Киеврада приняла решение о разработке нового генерального плана города. Причина такого решения в том, что старый документ, принятый в 2002 г. в бытность мэром столицы Александра Омельченко, по мнению депутатов, устарел. Сторонники нового генплана назвали тогда три основных фактора, по которым предыдущий документ не отвечает современным нуждам. Во-первых, как считает Леонид Черновецкий и его ближайшее окружение, численность населения Киева ныне превышает 5 млн человек, тогда как Комитет статистики предусматривал лишь 2,6 млн. Во-вторых, уровень автомобилизации за последние семь лет успел превысить показатели, заложенные в старом документе на конец 2020 г., что, по мнению чиновников, и является истинной причиной пробок. В-третьих, бесперспективным выглядит предусмотренное прежним планом создание новой территориальной единицы, так называемого Столичного округа — земель совместного управления Киевом и областью.
Исправить ситуацию и превратить Киев в европейскую столицу призван новый генплан до 2025 г., программу-задание на разработку которого недавно завершила коммунальная организация «Центр градостроительства и архитектуры». Главным отличием этого документа будет четкая инвестиционная стратегия, в которой предполагается просчитать не только стоимость основных объектов строительства, но и определить инвестиционно-привлекательные зоны, освоение которых необходимо осуществлять в первую очередь. Также, согласно решению депутатов от 30 сентября 2008 г., в генплане будет прописано намерение властей довести площадь дорог Киева до 8% от его общей площади (на сегодняшний день она не превышает 1,8%). Еще более амбициозными выглядят планы коммунальных архитекторов в жилищном строительстве: в последующие 15 лет в городе должно появиться 48 млн кв. м нового жилья (сегодня — около 56 млн). Причем большую часть — 26 млн кв. м — нужно возвести до 2015 г., что необходимо для достижения среднеевропейской нормы — 30 кв. м на человека.
Впрочем, эксперты утверждают, что разработка нового документа за принятый депутатами срок до 2010 г. в принципе неосуществима. Согласно этому графику задание на его разработку должно было появиться еще в декабре прошлого года, а к апрелю 2009 г. специалисты Центра градостроительства и архитектуры обязаны были подготовить полный анализ выполнения действующего плана. «Насколько нам известно, такая работа не проводится, потому что большая часть необходимых для этого документов находится у нас, и никто их не запрашивал», — заявил «ДС» заместитель директора Института Генерального плана Киева, входящего в ОАО «Киевпроект», Владимир Желтовский. Без анализа невозможно и выполнение следующей стадии: подготовки Концепции развития Киева, которая должна быть закончена к ноябрю–декабрю 2009 г. и требует отдельного утверждения сессией горсовета.
В столичном Союзе архитекторов считают, что коммунальный Центр градостроительства и архитектуры не имеет ни опыта, ни возможностей для подготовки столь масштабного документа, да еще в такие сжатые сроки. «Для разработки концепции и генплана мы собираемся привлечь более 20 различных украинских проектных институтов, в том числе и все подразделения «Киевпроекта», — оправдывается начальник отдела научно-аналитических исследований КО «ЦГиА» Татьяна Нечаева. Однако, по информации «ДС», основной разработчик предыдущего документа отказался от участия в создании нового. «Цель его разработки — сокрытие тех незаконных изменений, которые были внесены в генеральный план ранее. Наш институт не хочет принимать участия в преступлении», — заявил «ДС» г-н Желтовский.
Но даже если документ будет подготовлен в срок, выполнение его положений вызывает у экспертов массу сомнений. К примеру, по мнению директора «Киевдормостпроекта» Владислава Воробьева, увеличить площадь магистралей практически в пять раз нереально ни за 10, ни за 15 лет. Ведь дорожная сеть столицы давно сформирована, а ее ресурс может позволить лишь незначительное расширение, максимум до 3–4% от площади города. Правда, в Центре градостроительства и архитектуры утверждают, что дороги можно нарастить за счет новых мостов и подземных тоннелей. Однако сегодня в столице нет ни одного тоннеля, а сооружение Подольско-Воскресенского мостового перехода ведется уже 15 лет. Подобная ситуация и в сфере возведения жилья. Хотя за последние годы объемы строительных работ в Киеве и выросли, приблизившись в 2008 г. к советским показателям в 1,5 млн кв. м в год, мировой финансовый кризис вверг отрасль в стагнацию. Поэтому планы по возведению до 2015 г. 26 млн кв. м квартир выглядят мифическими.
Илья Ратман
Источник: feedproxy.google.com